Тема 4. Инфраструктура и особенности развития российского менеджмента.

Современный менеджмент, в зависимости от того где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей.

Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов.

К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Реальный менеджмент, который сформировался в каждом конкретном обществе имеет в своем составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.

Очевидно, что правомерно по аналогии говорить и о российском менеджменте. Понимание такого подхода имеет большое значение и поэтому нельзя механически переносить особенные черты менеджмента из одной культуры в другую. Это означает, что знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления, это значит создать условия для более полной реализации идеи менеджмента. Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:

1. приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.

Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся конверсионные процессы. Антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.

Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:

а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),
б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров),
в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. комплекс факторов затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

4. культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

Можно выделить 2 отношения к менеджменту в России:
а) полное отрицание необходимости внедрения менеджмента. Сторонники этого подхода говорят так: У нас свой путь и поэтому мы неприемлем западных моделей управления. Такое управление, якобы, не приживется в России, т.к. у нас сформировалась своя культура.
б) довольно разговоров о российской специфике.

Типология менеджмента, критерии типологического анализа.

приоритеты в
средствах
управления
роль рынка в
управления
степень организационной жесткости распределения полномочий роль менеджера приоритет мотивации специфика объекта управления приоритеты в
организации управления
управление конфликтностями (опасность кризиса) потенциал
научности
командное
управлении
планово-
директивное
регламентированное высоко централизованное автократическое административный менеджмент управление отраслевыми комплексами функционально-
производственное управление
вероятностно-
кризисное управление
политизированное управление
экономическое управление маркетинговое нормативное децентрализованное коллегиальное менеджмент естественный управление диверсифици-
рованными компаниями
управление по
результатам (маркетинг)
предкризисное управление научно-
концептуальное управление
Социально-
экономическое управление
целевое социально-
регулируемое
гибкое управление корпоративное мотивационный менеджмент управление
проектами
стратегическое
управление
антикризисное
управление
эмпирическое
управление
технократическое управление проблемно-
ориентированное
распорядительное управление ситуационное управление либеральное антимотивационный менеджмент управление предприятием
(фирмой)
программно-
целевое управление
управление стабилизацией прогматическое управление

Назад Оглавление Дальше

Сайт создан в системе uCoz