Современный менеджмент, в зависимости от того где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей.
Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов.
К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.
Реальный менеджмент, который сформировался в каждом конкретном обществе имеет в своем составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.
Очевидно, что правомерно по аналогии говорить и о российском менеджменте. Понимание такого подхода имеет большое значение и поэтому нельзя механически переносить особенные черты менеджмента из одной культуры в другую. Это означает, что знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления, это значит создать условия для более полной реализации идеи менеджмента. Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:
1. приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.
Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся конверсионные процессы. Антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.
2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования.
Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.
Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:
а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),
б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного
направления (система подготовки менеджеров),
в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие
социально-экономических знаний.
3. комплекс факторов затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;
4. культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.
Можно выделить 2 отношения к менеджменту в России:
а) полное отрицание необходимости внедрения менеджмента. Сторонники этого подхода говорят
так: У нас свой путь и поэтому мы неприемлем западных моделей управления. Такое управление,
якобы, не приживется в России, т.к. у нас сформировалась своя культура.
б) довольно разговоров о российской специфике.
Типология менеджмента, критерии типологического анализа.
приоритеты в средствах управления |
роль рынка в управления |
степень организационной жесткости | распределения полномочий | роль менеджера | приоритет мотивации | специфика объекта управления | приоритеты в организации управления |
управление конфликтностями (опасность кризиса) | потенциал научности |
командное управлении |
планово- директивное |
регламентированное | высоко централизованное | автократическое | административный менеджмент | управление отраслевыми комплексами | функционально- производственное управление |
вероятностно- кризисное управление |
политизированное управление |
экономическое управление | маркетинговое | нормативное | децентрализованное | коллегиальное | менеджмент естественный | управление диверсифици- рованными компаниями |
управление по результатам (маркетинг) |
предкризисное управление | научно- концептуальное управление |
Социально- экономическое управление |
целевое | социально- регулируемое |
гибкое управление | корпоративное | мотивационный менеджмент | управление проектами |
стратегическое управление |
антикризисное управление |
эмпирическое управление |
технократическое управление | проблемно- ориентированное |
распорядительное управление | ситуационное управление | либеральное | антимотивационный менеджмент | управление предприятием (фирмой) |
программно- целевое управление |
управление стабилизацией | прогматическое управление |